Эксперт-Урал,
21 февраля 2011 г.
Двигатель государственного сгорания 845 просмотров
По итогам 2010 года авторынок увеличился на треть. Ключевую роль в этом сыграла господдержка. Долгосрочных экономических факторов, работающих на тенденцию роста, пока нет.
Плюс 30% в среднем по России — таков итог продаж новых легковых автомобилей в 2010 году по отношению к прошлому. В абсолютном выражении — продано 1,76 млн авто (включая легкие коммерческие — 1,91 млн машин). В столь быстрое восстановление не верил никто: в 2009 году по отношению к 2008-му рынок сократился более чем вдвое. Еще в первом квартале 2010 года продажи падали, но с апреля резко рванули вверх. Что послужило толчком и каковы перспективы — эти и другие вопросы автодилеры и участники смежных рынков обсудили 10 февраля на традиционном пятом ежегодном круглом столе, организованном журналом «Эксперт-Урал».
— 2010 год выдался неплохим для авторынка — гораздо лучше, чем предыдущий. Хотя, может быть, пока рано говорить, что все будет хорошо, — задал тон дискуссии партнер и руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PwC Стенли Рут. — Нельзя сказать, что люди уже стали чувствовать себя более комфортно. У населения достаточно много опасений относительно будущего и они очень осмотрительно относятся к покупке автомобиля.
Продажи действительно быстро восстанавливаются, однако долгосрочных предпосылок для устойчивого роста пока нет. Оживление спроса связано в первую очередь с программами государственной поддержки, а не с улучшением макроэкономических показателей и ростом потребительской уверенности. Это подтверждают и результаты мониторинга индекса потребительского доверия, который регулярно проводит компания Nielsen: подавляющее большинство опрошенных полагает, что сейчас не самое подходящее время тратить, стремление откладывать все более укрепляется.
Дешево и сердито
Главным фактором роста в 2010 году стала программа утилизации. Год назад игроки рынка в основном были уверены, что она не сработает, уж слишком много в ней было спорных моментов: и сомнительная величина утилизационного сертификата, и непроработанная схема взаимодействия участников (см. «Никакого драйва», «Э-У» № 1 — 2 от 18.01.10). И напрасно: эффективность программы превзошла все ожидания. «Мы относились к ней негативно. Все ошиблись, и я в том числе», — подтверждает генеральный директор УралФрансАвто Александр Иванской. В ходе двух этапов выдано 400 тыс. сертификатов, заключено около 380 тыс. договоров купли-продажи, но еще не все заявки удовлетворены: покупателям передано около 270 тыс. машин, что превысило 15% общего объема продаж. Выиграл прежде всего АвтоВАЗ: на его продукцию приходится 80% проданных по программе машин. В результате за 2010 год сегмент отечественных авто рос быстрее рынка, увеличился на 46% и расширил долю с 28 до 32%. Цифры по Свердловской области приводит представитель АвтоВАЗ в регионе, заместитель директора компании «Уральские автомобили» Андрей Карпов:
— В январе, феврале, марте прошлого года продано 330, 500 и 657 машин соответственно, а в апреле — уже 910. Безусловно, рост связан с началом программы утилизации. За 2010 год из 10,5 тысячи реализованных в Свердловской области автомобилей Lada, по этой схеме прошли 3491 машина (цифра могла быть больше: продажа по объективным причинам началась с запозданием), еще примерно 5200 покупателей ждут поставок по схеме утилизации в этом году. Всего в 2011-м планируем продать в Екатеринбурге и Свердловской области не менее 12,5 тыс. машин. Ожидаем перевыполнения этого плана за счет увеличения числа дилеров с 9 до 12 — 13.
— В прогнозах годичной давности мы сильно просчитались в отношении отечественных авто, — признает исполнительный директор ассоциации «Челябинские дилеры» Александр Рулевский. — Государство поддержало отечественный автопром, и в апреле люди стали активно покупать, вернулся потребительский драйв. В Челябинской области мы российских машин продаем сегодня больше, чем до кризиса. В 2008 году их доля у нас составляла только 19%, а теперь 32%.
Второй фактор роста — изменение потребительского поведения: продажи ушли в бюджетный сектор. В результате резко поднялся сегмент иномарок российского производства. Прирост к 2009 году составил 73% в количественном выражении и 100% в денежном. Это единственный сегмент, который превысил докризисный уровень продаж (на 4%). Доля его расширилась с 26 до 34%. «Примеры довольно красноречивы. Из 1740 проданных в Челябинске Ford — 1440 приходится на Focus. Из примерно 1700 Renault — 1500 Logan и Sandero. Сегодня больше тысячи заявок на Volkswagen Polo Sedan. Еще не начали Hyundai Solaris продавать, и на него уже более тысячи заявок. Еще одно подтверждение: средняя цена кредита у нас сейчас — 400 тыс. рублей (а это 13 тыс. долларов), до кризиса было 600 тысяч (что по тогдашнему курсу составляло 24 тыс. долларов). То есть произошла ценовая дискриминация автомобильного рынка», — приводит цифры Александр Рулевский.
Автодилеры и страховщики всегда упрекают друг друга: первые недовольны низкой комиссией за продажу полиса ОСАГО и перенаправлением потока клиентов из своих сервисов в «гаражи», вторые — стоимостью нормочаса и качеством ремонта. Договориться участники круглого стола не смогли. Генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков считает, что это в принципе невозможно — интересы игроков противоположны. Смещение продаж в сторону более дешевых автомобилей подтверждают и цифры по АвтоВАЗ: из всех машин, проданных по программе утилизации в 2010 году, 42% приходится на классику (21 054/21 074). Это означает, что интерес программа вызвала прежде всего у людей с достатком ниже среднего уровня. Остальные модели распределились так: 22% — Калина, 16% — Самара, 14% — Приора и 6% — Нива.
Сегмент импортируемых авто, напротив, сжался — с 46 до 34%. Из-за увеличения таможенной пошлины и слабого рубля продано всего 600 тыс. машин. Динамика по году — минус 4%, хотя в последние месяцы и этот сегмент начал расти.
Пока горит зеленый
Успеху автопродаж способствовали также два фактора — восстановление финансового сектора и оживление рынка кредитования (о тенденциях потребительского кредитования см. также «Новый фасон», с. 20). Заметное снижение ставок и смягчение условий банками, государственная программа субсидирования процентных ставок, спецпрограммы от автопроизводителей привели к тому, что доля автомобилей, проданных в кредит, поднялась с кризисных 10 — 15% до 35 — 40% (до кризиса с помощью финансовых инструментов продавалась примерно половина машин). В результате во второй половине 2010 года увеличились сроки ожидания поставки автомобилей. «Учитывая тенденции на рынке, с декабря 2010-го Сбербанк увеличил срок действия положительного решения по автокредиту до шести месяцев. Этого достаточно для ожидания даже самых популярных марок автомобилей», — рассказывает о реакции банка начальник отдела по работе с партнерами Уральского банка Сбербанка России Татьяна Помазунова.
Серьезным игроком на рынке автокредитования остаются иностранные банки: они и до кризиса предлагали хорошие условия и потеснили многих регионалов. «Во время кризиса BSGV не приостанавливал ни одной программы кредитования и благодаря этому сохранил доверие клиентов и партнеров-автосалонов. Банк одним из первых объявил о смягчении условий по автокредитным программам. Продолжается тенденция постепенного снижения ставок: в среднем за полгода они уменьшились на 1 — 1,5 процентных пункта. Сейчас стандартная ставка в рублях — от 12%, а размер минимального первоначального взноса уменьшился с 20 до 10%. При условии страхования жизни итоговая ставка по кредиту будет ниже», — комментирует директор региональной дирекции Банка Сосьете Женераль Восток по УрФО Алексей Павин.
Плавное снижение процентных ставок подтверждают и представители банков автопроизводителей: «В этом году мы также намерены поддерживать отдельные модели пониженными процентными ставками. В отличие от наших коллег универсальных банков мы работаем только на рынке автокредитования и должны предлагать конкурентоспособные условия. Стандартные тарифы — от 9,5%, но есть спецпредложение, например, на Prius, автомобиль с гибридным приводом, — 5,9%», — рассказывает региональный менеджер по продажам Тойота Банк Андрей Каптиев.
По данным АЦ «Эксперт-Урал», наиболее выгодными условиями покупки в кредит отечественной машины и большинства бюджетных иномарок российской сборки остается льготная госпрограмма (ставки от 7,7% годовых в рублях). Для широкого круга иномарок популярны совместные программы банков и автопроизводителей, когда ставка по кредиту частично компенсируется скидкой на автомобиль: при небольшом сроке кредита ставка в рублях может быть также ниже 10% годовых. Ставки при покупке подержанных иномарок составляют в среднем 13 — 16% годовых.
Дискуссия среди банков показала: доля машин, проданных в кредит, будет снова увеличиваться. Однако опасения относительно слишком высоких темпов роста объемов автокредитования высказал Александр Рулевский:
— Как известно, одна из причин кризиса — кредитное безумие. У нас есть дилерский центр, расположенный в крупном торговом комплексе, и до кризиса все шутили: зашел мужик хлеба купить — уехал на машине. И это так, поскольку тогда машина оформлялась в кредит без первоначального взноса, а сам кредит человек получал при предоставлении двух любых документов. Потом бабахнул кризис, все банки в момент разбежались. В 2009 году по выдаче кредитов была масса отказов. Сейчас ощущение, что все возвращается: отказов практически нет. Не удивлюсь, если на въезде в Екатеринбург увижу известный с советских времен плакат, с которого будут вопрошать: «А ты взял автокредит?». Но если уж мы пошли по тому же пути, то банкам нужно понять: в случае нового форс-мажора они должны разделить ответственность с дилерами.
2010 год показал: основная масса покупателей — в бюджетном сегменте. Хорошо, они сегодня поменяли машины. Но других клиентов нет — не хватает дохода ***
Светлана КОВАЛЕНКО (с сокращениями)
Статья приведена без таблиц и графиков.
Вся пресса за 21 февраля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Автострахование, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 сентября 2024 г.
|
|
RATA-news, 17 сентября 2024 г.
Эксперты РСТ прокомментировали ДТП с участием российских туристов в Египте
|
|
РИА Новости, 17 сентября 2024 г.
Российский ФОМС будет сотрудничать с коллегами из Казахстана
|
|
CNews.ru, 17 сентября 2024 г.
Ozon запустил первый страховой продукт
|
|
18.мвд.рф, Ижевск, 17 сентября 2024 г.
Более 3,3 миллионов рублей похищено мошенниками у машиниста из Ижевска под предлогом продления полиса медицинского страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 17 сентября 2024 г.
Кабмин поддержал введение наказания за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Грузы идут за страхованием
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«Цена далеко не единственный фактор выбора»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Никто плохого слова не скажет
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Всплывшие проблемы и их решения
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«Построен алгоритм взаимодействия»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Торговые кредиты снова в цене
|
|
Business FM Томск, 17 сентября 2024 г.
Томичи смогут получить до 2 миллионов рублей страховки в случае ДТП в такси
|
|
Российская газета онлайн, 17 сентября 2024 г.
Успехи российской страховой отрасли отмечены наградой президента РФ
|
|
Парламентская газета, 17 сентября 2024 г.
Работа Всероссийского союза страховщиков отмечена благодарностью президента
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Ставка сыграла за жизнь
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«СберСтрахование»: мы не ждем заявлений, а приходим к клиентам проактивно
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
В долгий ящик
|
 Остальные материалы за 17 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|